26 августа в ходе пресс-конференции с участием руководства ФКП «Росгосцирк», заместитель генерального директора компании Елизавета Гамбург сообщила о том, что после открытия тульского цирка здесь зрителям будет представлена новая программа «Русалочка».
Такой «анонс» выглядит довольно странно на фоне заявлений той же Елизаветы Гамбург относительно того, что в цирках после открытия будут работать программы, которые начали гастроли и вынуждены были приостановить показ представлений в момент начала пандемии. В Тульском цирке накануне введения ограничительных мер была программа «Принц цирка» Владислава Гончарова.
Это яркая цирковая феерия, которая с успехом прошла в ивановском цирке, в цирке на Фонтанке, была задумана еще в 2016 году. Программа создавалась на протяжении трех лет. По некоторым оценкам, затраты на создание программы составили порядка 250 миллионов рублей, в том числе были привлечены инвестиции частного продюсера. Причем бывшим министром культуры РФ Владимиром Мединским было принято решение о создании программы именно на базе аттракциона Владислава Гончарова. Об это сам Владислав Гончаров рассказал в беседе порталу НЕСЛУХИ.РФ.
«И в 2019 году этот проект, наконец, был выпущен в городе Иваново, — рассказывает Гончаров. — Он с большим успехом был представлен и в цирке на Фонтанке в Санкт-Петербурге. Далее нас ждал Тульский цирк. Но в этот момент произошла пандемия». Очевидно, что это создало некоторые неудобства для коллектива программы, как, впрочем, и в других цирках. Однако в случая с «Принцем цирка» ситуация стала развиваться по жесткому сценарию.
В частности, между прокатчиком ООО «ОСТ» и ФКП «Рогосцирк» произошел конфликт, который сам Гончаров охарактеризовал, как рейдерский захват. Дело в том, что в ФКП «Росгосцирк» якобы отказываются продлевать договорные отношения с прокатчиком. Будто бы у руководства компании достаточно оснований для расторжения договора и взыскания компенсации. Однако, по словам Гончарова, какой-то конкретной аргументации по этому поводу от руководства государственной компании нет. «У нас есть договорные отношения с компанией «Росгосцирк». Мы не доработали. Что я вижу в словах заместителя генерального директора? Этот проект целенаправленно хотят разрушить», — рассказывает Владислав Гончаров.
При этом картина может представляться таким образом, что на артистов цирка якобы выходят с предложением уйти «под крыло» другого прокатчика, который обеспечил бы их участие в новой программе. Возможно, речь идет о той самой «Русалочке». Если это так, то, получается, что кто-то, возможно, из руководства ФКП «Росгосцирк» хочет взять в оборот программу, которая готовилась на протяжении трех лет. Или самую «сочную» часть этой программы. И уже сейчас есть версия о том, что потенциальный новый прокатчик может быть близок к руководству ФКП «Росгосцирк». Поводом для этого может служить то, что во время переговоров артистам в качестве аргумента сообщают о том, что с руководством ФКП «Росгосцирк» якобы имеются договоренности о выгодном маршруте для программы. При таком положении вещей в очередной раз может возникнуть вопрос: так в чем же тогда уникальность тех 12-ти программ, о которых заявляли на пресс-конференции первые лица «Росгосцирка», и новый подход топ-менеджеров «Росгосцирка»? Взять за основу то, что уже создано? Нечто похожее, по мнению наблюдателей, произошло с программой «Девочка и слон». Напомним, по словам главного режиссера ФКП «Росгосцирк» Юрия Квятовского «Девочка и слон» создана на основе триумфальной программы «Инди-Ра» за счет добавления театральной составляющей, введения новых персонажей. Только в случае с «Принцем цирка» все оказывается намного интереснее и по цирковому захватывающе. Ведь ясно, что для программы «Русалочка» нужны соответствующие декорации, на создание которых возможно периода самоизоляции не хватило бы. Зато такие декорации и техника есть у «Принца цирка». Взять хотя бы шоу фонтанов, уникальный элемент в цирковом искусстве.
Интересными могут показаться в этой связи заявления генерального директора ФКП «Росгосцирк» Владимира Шемякина в интервью изданию «Московский комсомолец», которое он дал в начале февраля 2020 года: ««Принц цирка» в Санкт-Петербурге — очень крутая программа, в которой соединились современные технологии, водоворот света и звука и грандиозное фонтанное шоу». Как могло так случиться, что крутая, по мнению Владимира Шемякина, программа оказалась под вопросом? И коронавирус здесь уже не главная проблема.
Надо сказать, что в период ограничительных мероприятий многие коллективы ставили перед собой задачу выжить в буквальном смысле. Кроме того, чтобы обеспечить артистов зарплатой, нужно было содержать животных, создавать для них специальные условия. В случае с коллективом программы «Принц цирка» прокатчик выполнял эти обязательства за счет собственных средств. При этом, была попытка ведения переговоров относительно условий нахождения коллектива в цирке. По словам Гончарова, ни на одно официальное письмо прокатчика компания якобы не дала ответ. «Компания просто не общается. А как тогда с ними можно дальше вести финансовые переговоры? Пишем письмо с предложением заключить дополнительное соглашение о приостановке гастролей. Ответа нет», — рассказал Владислав Гончаров.
В июне 2020 года ООО «ОСТ» подало иск в Арбитражный суд города Москвы к ФКП «Росгосцирк». В исковых требованиях прокатчик просит суд обязать ответчика передать подписанный оригинал дополнительного соглашения к договору. Заседание по заявлению назначено на 11 ноября текущего года. Похожий иск подало к ФКП «Росгосцирк» и ООО «Циркус». «Суд поставит точку в этом споре», — прокомментировал Владислав Гончаров. Вот только вопрос в том, когда именно эта точка будет поставлена. Подобные разбирательства иногда затягиваются и на полгода. А это значит, что тульские зрители рискуют не увидеть программу «Принц цирка», как, впрочем, и жители других регионов, где есть филиалы ФКП «Росгосцирк».